Категории раздела

Cтатьи [6]
Стихи [17]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

  • PRAVOSLAVIE.INFO - РЕЙТИНГ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ
  • Яндекс цитирования
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Понедельник, 22.07.2019, 16:54
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Священник Игорь Савва

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Cтатьи

    Почему женщине нельзя носить брюки?

    Задайте этот вопрос православным и вы получите быстрый и четкий ответ: Не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде.

    На самом деле, этот запрет содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1Кор.11,4-15).

    Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не  только не идет о брюках, их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни, даже, в Средние Века. Брюки, как мужская одежда появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия,.. одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

    Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «…определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене, в одежду, мужу свойственную…», и тут же продолжение: «…ни носити личин комических… при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса…» и т. д. и т. д. Оказывается речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз, ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

    Типичная фарисейская черта – буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх.23:19), в фарисейском истолковании, превратилась  в гастрономическую заповедь о не вкушении молока и мяса одновременно. Но, даже если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, причем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы,  скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах, благодаря Иву Сен-Лорану, окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение мужская одежда.

    Таким образом, мы ясно видим, что о брюках, как модели одежды, ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки, как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей Киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь, в обоих случаях, можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

    В Церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

    Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в Церкви, и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения кроме своего даже в Церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида говорит еще кое о чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34-35). И еще: «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1Тим.2:12). «Брючное» искушение – хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе Православного Университета, молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая в Церкви (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по  виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку потому, что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители. И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд.

    Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Матф.23:26)

    Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-е – 70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, нетерпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство тому, тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православной Церкви других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию и при входе в Православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

    Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом … И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся … И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

    Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «… не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Матф.6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим – это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф.16,6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

    Категория: Cтатьи | Добавил: savva (12.05.2009) | Автор: священник Игорь Савва E W
    Просмотров: 38405 | Комментарии: 38 | Рейтинг: 4.1/45
    Всего комментариев: 381 2 3 4 »
    38 andronenkoandr  
    Лукавая статья. Простите батюшка, но вы пишете в духеобновленцев, кот-рые тоже предлагали "раскрепоститься" христианом,
    оставить всё внешне "консервативное", священникам постричься и
    побриться, разрешали женатый епископат, двоеженцев-священников итд.. В своей
    статье вы прибегаете к лукавству и неправде. Например "Брюки, как мужская
    одежда появляются только в XIX веке". Но ведь это очевидная ложь.
     
    --"Реакция эта объясняется типичной советской серостью
    и задавленностью, нетерпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах
    и фасонах одежды".--
     Простите, но вы
    сравниваете приверженность изначальной, древней христианской традиции
    относительно внешнего вида христианина с каким-то ретроградством?!
    Но почему то, вы как то только всколзь упомянули слова
    Св.Писания сказанные ап.Павлом, хотя они вполне определенны, и совсем неправильно
    толкете вполне определенное 62-е правило 6 Всел.собора, смешивая, очевидно
    заведомо, всё в кучу.
         Женщина должна
    покрывать свою голову, ибо всякая женщина, если у нее не покрыта голова,
    «ПОСТЫЖАЕТ СВОЮ ГОЛОВУ; ибо это то же, как если бы она была обритая» (1Кор.11;
    5). О значении головного покрова для женщины св.апостол Павел говорит в первом
    послании к Коринфянам   "ПОСЕМУ ЖЕНА
    И ДОЛЖНА ИМЕТЬ НА ГОЛОВЕ СВОЕЙ ЗНАК ВЛАСТИ НАД НЕЮ, ДЛЯ АНГЕЛОВ."(1Кор.11;
    8 - 10).
    "РАССУДИТЕ САМИ, ПРИЛИЧНО ЛИ жене молиться Богу с
    непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то
    это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как
    волосы даны ей вместо покрывала?(1Кор.11:13-15)
    Характерно, что до октябрьского переворота (1917 г.) женщины
    в общественных местах были всегда с покрытой головой. Следует заметить, что
    духовно-нравственное падение женщины активно началось с 20-х годов XX столетия,
    когда начали «упраздняться» и выходить из употребления головной убор и
    благопристойная одежда.
     Вы привели в пример
    какие-то нездоровые лукавые крайности, чтобы дискредитировать женщин кот-е
    имеют христианский вид?!
    По этой вашей логике (о неважности всего внешнего) можно
    будет прийти к заключению, в относительности вообще всего внешнего, а главное
    что "Бог в душе". Не так относились к этому первые христиане, кот-е
    даже до смерти отказывались только внешне принести жертву "богам".
     Безусловно Бог
    требует от нас прежде всего нашего сердца, и как говорит свт.Феофан Затв.:
    "Внешне без внутреннего бывает, а внутреннее без внешнего не бывает",
    т.е. можно внешне выглядеть верующим, но не быть таким внутри, и наоборот,
    невозможно чтобы вера истинно верующего не пробивалась бы наружу, в т.ч. в
    приличном христианском званию одежде и внешнему виду.
    Вы пишите --"Исчерпывающее доказательство тому, тот
    факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения
    платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В
    Православной Церкви других стран о ней ничего не знают.---
    Это тоже неправда. Вы до сих пор можете увидеть как в
    Элладской, Сербской, Болгарской, Польской, тем более Грузинской, и более того
    даже в "раскрепощённой" католической церкви, женщины старшего
    поколения носят платки. Поэтому это явная ложь. Более того вы предлагаете
    женщинам не выделяться, и следовать этим "раскрепащающим" либеральным
    тенденциям которые имеют место на Западе где Христианская вера тоже выходит из
    моды?! Своей статьей вы можете нанести и нанесли вред многим женщинам и внесли
    соблазн, подумайте об этом пока еще не поздно!
     
    ЗНАМЕНИЯ АПОСТАСИИ: Новая мода - и ее последствия
    http://veroyu.my1.ru/news/znamenija_apostasii_novaja_moda_i_ee_posledstvija/2010-11-30-307

    37 Жанна  
    Отличная статья, спасибо!
    Почему-то этот вопрос с брюками (и платками) встает только в РПЦ на территории СНГ. В Греческой православной церкви, как и в ПЦ других стран, брюки на женщинах считаются обычной одеждой, не препятствующей посещению храма (исключением могут быть только монастыри).

    36 ИРИНА  
    http://savva.ucoz.ru/ Удивительно сомневаться во Всемогуществе Бога, который всё предвидел на века вперёд, какие беззакония будут происходить с людьми до скончания века. Потому и было сказано о мерзком переодевании мужчин и женщин. И надо не поощрять грехопадение,а наставлять на истинный путь спасения. Женщина в юбке выглядит намного женственнее, чем в брюках (где не хватает только копыт и длинного хвоста), которые не видны только таким же хвостатым. В чём и уберегал нас Господь Бог. Да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков.Аминь.

    35 Анна  
    А я благодарна за этот запрет. Мне 34 года, замужем, воцерковилась пять лет назад. В это же время выкинула все брюки и накупила модных юбок длиной ниже колена. Не жалею нисколько. И, кстати, обалденных расцветок платков тоже много. Было бы желание. И о чём сыр-бор не пойму. Спаси Вас Господь!!

    34 igorisakov  
    По поводу женских форм, очень хорошо пишет Иоан Кронштадтский Что на женщину надо смотреть не как на объект искушения, а как на лабораторию Бога в которой Он до сих пор творит жизнь А то что возникают искушения так это бесовские выходки а Господь учит что род сей изгоняется постом и молитвой! Но не юбкой и платком!!!

    33 Шатохина Татьяна  
    да, у женщины приятные формы. Но если мужчина реально устремлен к богу, его ни один зад или грудь не смутит и с пути истинного не свернет. а просить прикрывать женщин то, чем их щедро наградил сам бог - противоречить воле божьей. а ежели мужчина не может справиться со своими секс желаниями - так это его проблема, а не женщины. Так что ей скрывать нечего! Почему то большинство женщин когда приходят в храм смотрят на бога, а не на мужчин. Почему? может больше к богу устремлены в отличии от мужчин...

    31 Ирина  
    Здравствуйте! Мне непонятно, почему зайти в короткой, но юбке,в храм можно, а в брюках нельзя. Неоднократно сталкивалась с этим вопросом, так и не нашла для себя ответа. Видимо, действительно очень много условностей в церковном быту.

    32 savva  
    Здравствуйте! Ну вот Вам и ответ:)

    30 Наталья  
    Скажу мое понимание которое сложилось за время моего воцерковления. Христианин должен хранить целомудрие ума и тела, иметь чистоту помыслов. Женщина(девушка) не должна блудить, делать аборты, возгораться плотскими страстями(как и мужчина), но и НЕ должна СТИМУЛИРОВАТЬ плотские страсти и насылать на мужчин искушение таким образом. Так уж устроено женское тело, что его округлости приятны мужскому взгляду. И вот мы видим везде вокруг - ходят девушки с обтянутыми в джинсики попочками, да порой до такой степени обтянутыми, что извините, видны даже подробности строения наружных половых органов и при взгляде спереди и сзади. В брюках - та же история, все равно женское тело и женские изгибы с "потайными местами" хорошо обозначены. Это нецеломудренно когда любой мужчина может взглядом оценить окружность бедра и ягодичные складки дамы. Поэтому получается, что брюки на женщине - одна срамота, нецеломудренность, возбуждение похоти в мужчине. Поэтому гораздо приличнее когда на женщине одета юбка, за которой не видна анатомия женского строения. Ведь и Ангелы на иконах одеты не в колготы на голое тело(как сейчас ходят девушки) или брюки, а в длинное платье. Или штаны можно - но которые с широкими штанинами наподобие юбки.Так как тело - свято, и его надо держать в чистоте даже для взгляда. Больше еще не знаю как объяснить. А то что люди ведут по хамски себя - это зависит не от юбки надетой на них, а от самого человека, невоспитанности. В Церкви много и больных людей ходит, надо терпеть их, ведь и вас тоже кто-то когда терпел... Но это все про штаны я думаю поймет только человек, который хотя бы пытался соблюдать заповедь не блуди, даже в мыслях не помышляй.

    29 julia78  
    Я смотрела передачу, давно, о какой-то церкви в Армении. Священик этого храма сказал, что к нам человек может прийти в ЛЮБОЙ одежде, хоть в купальнике. Человек приходит к Господу, и Ему его судить. И если у человека возникла потребность в общении с Господом именно в сей момент, то неужели общение надо отложить до дресс-кода?. А Вы правы, секты подбирают в любой одежде и в любом виде. И гнать человека из церкви за одежду.....

    28 Юлия  
    Спасибо Вам за статью!

    1-10 11-20 21-30 31-34
    Имя *:
    Email *:
    Код *: